Автор: Лубешко Нина Михайловна, учитель изобразительного искусства, руководитель школьного музея, Государственное общеобразовательное учреждение Иркутской области «Санаторная школа-интернат №4» города Усолье-Сибирское ( ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4»)
e-mail: nina.lu36@yandex.ru
Использование возможностей школьного музея на уроках и внеурочной деятельности (из опыта работы музея «Истории школы и боевой славы» ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4»)
Имеющийся в школе музей историко-краеведческой направленности, это не только центр патриотического воспитания, но уникальная возможность использовать фонды музея в качестве дополнительного, а иногда, и основного материала на уроках и во внеурочной деятельности. В данной статье описывается использование музейного фонда на уроках истории, изобразительного искусства, технологии и других предметов в начальных и старших классах. Музейные уроки и тематические экскурсии в школьный музей – неотъемлемая часть внеурочной деятельности по краеведению. Не менее увлекательно проходят внеклассные общешкольные и муниципальные мероприятия по краеведению, где снова центр образовательного события – школьный музей.
Краеведение, школьный музей, внеурочная деятельность, музейные уроки, фонды музея.
Знания по краеведению помогают реализовать в школьной практике воспитание гражданственности, любви к Родине, к защите национальных и культурных традиций, отсюда и изучение краеведческого материала является актуальным на всех ступенях образования. Большую помощь в реализации краеведческого компонента в урочной и внеурочной деятельности оказывает школьный музей.
В 2022 году Государственное общеобразовательное казенное учебное заведение Иркутской области «Санаторная школа-интернат №4» города Усолье-Сибирское отметило 65 лет. Не удивительно, что в одном из старейших учебных заведений города существует свой музей.
История музея насчитывает уже 20 лет. Музей «Истории школы и боевой славы» имеет историко-краеведческую направленность, прошел паспортизацию и входит в Реестр школьных музеев во ФЦДЮТиК. Но начинался музей еще в далеком 1959 году, когда школа была детским домом. Неравнодушные к своей работе педагоги Пашков Н. и Сучкова Г. вместе с воспитанниками начали собирать первые находки, помогая археологам на раскопках в устье реки Белой, где находятся стоянки первобытного человека. Именно эти ценные свидетельства истории человечества бережно хранятся в археологическом отделе нашего музея: осколки древней керамики, каменные орудия труда древнего человека, кости и рога древних животных.
На уроках истории Древнего мира в 5-м классе и уроках Истории России в 6-м классе ребята посещают школьный музей, где вживую могут увидеть узоры на черепках глиняной посуды, прикоснуться к нефритовому топору, постараться отличить обычный камень от камня со следами работы древнего человека. Точнее уже не камня, а орудия труда. Рассматривая окаменевшие кости и рога животных соотносят их с иллюстрациями животных, обитавших на территории Усольского района 10 тысяч лет назад.
Хранящиеся в музее предметы быта жителей села Усолье стали настоящим кладезем информации и наглядностью для уроков изобразительного искусства. Как выглядели лапти, чугунок, прялка, коромысло, самовар и берестяной туесок, другие предметы быта, привычные для наших предков и совсем неизвестные современным детям, все это можно увидеть в школьном музее, познакомится с ними поближе, некоторые даже взять в руки. Такое живое общение с предметами прошлого в школьном музее дает возможность не только увидеть, а прочувствовать предмет, его фактуру, форму, объемы. А потом запечатлеть увиденное на бумаге.
Имеющаяся в музее коллекция открыток еще одна часто используемая возможность прикоснуться к прошлому и подсказать идеи для воплощения их на бумаге.
На уроки технологии музей приходит в гости к ребятам с занятием «Эволюция утюга». В музее есть небольшая коллекция утюгов, от рубеля до электрического, который, в эпоху парогенераторов, скоро также станет музейным экспонатом. Это тоже так называемые «живые» экспонаты которые можно взять в руки, прикинуть вес утюга, рассмотреть его устройство.
Невероятным открытием становятся для детей музейные занятия «Родом из Советского союза». Как писать перьевой ручкой и чернилами, калькуляторы, работающие от сети, счеты разных размеров, форма школьника 80-х годов, пионерский галстук и значки, горн и пионерский барабан, учебник, по которому учились наши бабушки, прописи наших родителей, акварельные краски и нотные тетради. Все эти экспонаты позволяют нашим детям понять, какой была школа 60, 50, 40 лет назад. Оказывается, писать чернилами и перьевой ручкой очень сложно, а перекидывать костяшки счет, это не только приятный звук, а довольно интересный предметы для счета.
Третий год в нашей школе в 1-4 классах ведется внеурочная деятельность по краеведению «Байкальские искорки». Говорим о том, что такое Родина, почему ее нужно любить и беречь, гордимся своим народом, его достижениями, его подвигами. Одновременно с этим вводится понятие «малая Родина». На занятиях беседуем о том, что такое «малая Родина» и как она важна в жизни человека. Разбираем символику страны, области, города. Совершаем виртуальные путешествия и идем на экскурсии сами, узнавая новое о России и Москве, Иркутске и Иркутской области, городе Усолье-Сибирском и Усольском районе. Узнаем тайны и секреты, спрятанные в символах, названиях, традициях.
Школа тоже становится темой занятий: совершаем экскурсии по школе, узнаем, что раньше было в помещениях школы, как жили ребята-детдомовцы, где проводили летние каникулы и кем стали, когда выросли. А ведь среди бывших «интернатовцев» есть удивительные люди с интересной судьбой, которые добились успеха в жизни. Например, Хороших Владимир Алексеевич. Выпускник 1967 года, закончил Иркутский авиационный техникум, летчик гражданской авиации, долгое время был директором Рыльского авиационного колледжа, доктор исторических наук, почетный житель города Рыльска, Курской области и города Шелехов… Перечислять его заслуги перед страной можно долго, но самое главное – через всю свою жизнь Владимир Алексеевич пронес любовь и уважение к своей родной школе, как к месту, которое определило его будущее. В августе 2022 года Владимир Алексеевич приехал в родную школу с внуками, показать дорогие его памяти места детства. Это был невероятно насыщенный день, наполненный эмоциями и воспоминаниями.
Природный и животный мир Сибири, легенды озера Байкал, коренные народы Сибири - все это изучаем при помощи игр, занимательных заданий, путешествий, работы с картой и книгами, викторин и конкурсов. У каждого ученика есть своя папка для творческих работ, в которой собираются рисунки, рабочие листы, карты.
От мероприятий внутри школы, от соревнований между классами, мы перешли к участию в мероприятиях различных уровней: городская интеллектуальная игра «Город моей судьбы», локальный флип-флоп «Знатоки родного края», веб-квест «Мое Усолье в годы войны», Всероссийский конкурс рисунков «Елка Победы», Всероссийский образовательный интерактивный проект «Музейный час», Всероссийский музейный урок «Первые в космосе», муниципальный историко-педагогический проект «Создаем историю вместе», городская стендовая защита проектов «Усолье промышленное».
В прошлом году уже наша школа стала организатором мероприятий для обучающихся и педагогов: городской семинар для учителей начальных классов с представлением педагогического опыта «Школьный музей как центр патриотического воспитания», муниципальная квест-игра «Юный Усольчанин», включение вопросов по краеведению в муниципальный мультитест «Я знаю все!».
Изучение краеведческого материала – необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Именно он позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, о взаимосвязях природы и общества, а с другой стороны, - представляет возможность, рассмотреть и узнать детально все составляющие природы, жизни и деятельности населения, их взаимодействия на определенной, конкретной территории. А школьный музей – важная составляющая образовательного процесса.